Антон Арбузов (arbuzov) wrote,
Антон Арбузов
arbuzov

Categories:

Первый фотохудожник 2

Рейландер — английский фотограф шведского происхождения, который был заметной персоной художественной жизни своего времени и навсегда вошел в историю художественной фотографии как ее отец-основатель. Родился в 1813 году, точная дата не установлена. Рейландер начинал как живописец, учился в Италии, зарабатывал на жизнь написанием портретов, копированием и литографией. Около 1841 года переехал в Англию и поселился в Линкольне, в 1846 перебрался в Вулвергемптон, а в 1862 — в Лондон. Возможностями фотографии заинтересовался в начале 1850-х.

«В 1852 я был в Риме и увидел там фотографии с Аполлоном, Венерой и т.д. и т.п., которые я купил и изучил. Я был рад возможности измерения относительной пропорций античных фигур в оригинале и на плоской копии. Это было мое первое осознанное знакомство с результатами фотосъемки. Я вспомнил, что видел несколько красноватых фотографий Пейзажа за год до этого на выставке в Лондоне. Но они не впечатлили меня. То же я могу сказать о портретах, которые я увидел той же выставке в 1851. В них не было ничего особенного, как посмотреть на себя в зеркало. Это были первые из дагерротипов, которые я видел. Они не пробудил во мне в тот момент ничего, кроме любопытства. Но в Риме я увидел снятые произведения искусства, что показалось мне весьма полезным. И я решил изучить фотографию, как только я вернусь в Англию. Мой взгляд на фотографию в тот момент не распрострался далеко. Например, детский портрет как помощь в живописи и для проведения исследований по перспективе в ландшафтах».

В 1853 году Рейландер посетил лондонского фотографа Николаса Хеннемана, обратившись к нему с просьбой преподать несколько уроков фотографии, желательно в течение одного дня, чтобы успеть на обратный поезд в Вулвергемптон. Таким образом, Рейландер, по его же словам, изучил основы калотипии за три часа и мокроколлодионный процесс — за полчаса. Позже Рейландер писал:

«Я думал, что слишком умен, что все пойму так быстро. А сэкономил бы себе год или больше, если бы счел нужным внимательно изучить основы фотографии хотя бы за месяц».

Рейландер до всего доходил экспериментальным путем. Поэтому многие ранние работы Рейландер быстро засвечивались и просто пропали.

Работа Рейландера наглядно демонстрирует, чем была и чем пыталась стать Фотография в XIX веке. Рейландер считал, что, во-первых, не столь важно, каким инструментом пользуется художник — кистью или камерой. Важно, чтобы он смог осуществить свой замысел изящно и выразительно, опираясь на уроки старых мастеров, разумеется. Только разум и чувства художника, а не средства, которые он использует, делают его работу произведением искусства. Во-вторых, фотография сможет сделать художника более вдумчивым живописцем и внимательным рисовальщиком, считал он.

Рейландер много времени проводил, создавая фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций из работ любимых живописцев прошлого, находя ошибки или подтверждая их жизнеподобие.

Рейландер анализировал работы прославленных живописцев, стремясь создать некий фотографический эквивалент. Некоторые из фотографий выставлялись как самостоятельные произведения, большинство же задумывалось в качестве этюдов для будущих композиций или материала, который может быть использован другими художниками в познавательных целях. Пример подобной работы — «Ифигения или Вечернее Солнце».

Ифигения или Вечернее Солнце
«Ифигения или Вечернее Солнце»

Первый фотохудожник 1
Первый фотохудожник 3
Первый фотохудожник 4
Tags: Рейландер, интересные факты, первый фотохудожник, факты о фотографиях, фототехника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments