Антон Арбузов (arbuzov) wrote,
Антон Арбузов
arbuzov

Categories:

Первый фотохудожник 3

Рейландер пытался добиться изящества очертаний фигуры и складок. К неудовольствию своих моделей, он применял классический метод «мокрой драпировки», увлажняя тонкую ткань, и окрашивая ее с помощью кофе, чтобы получить эффект «простоты и живописности классики».

Художник чувствовал, что он совершает открытие и двигался дальше. В 1856 году он опубликовал несколько своих снимков в журнале «Космос», где удостоился лестной похвалы, а о его работах было сказано, что они обладают «удивительной подачей выражения» и «мыслью, которая отчетливо выражена на лице каждого портретируемого».

Вскоре Рейландер заинтересовался техникой создания неподвижного многофигурного снимка. Осуществить такое по тем временам считалось невероятно сложно, ведь стоило кому-либо из его статистов пошевелиться, как весь многотрудный процесс шел насмарку.

«Моя первая попытка «двойной печати», как некоторые это называют, была выставлена в Лондоне в 1855 году. Эта фотография была собрана из трех негативов. Идея пришла от досады, что я не мог получить четкую фигуру джентльмена в центре, позади дивана, на котором сидели две дамы. Хотя он был недалеко от дам, четкого изображения не получалось. Я попытался снять его с нескольких ракурсов и почувствовал, что я на верном пути».

Да, Рейландер справился с этой, по тем временам, задачей первооткрывателя. Автор несколько раз снимал групповые сцены, нечеткие модели он уже заменял четкими с другого негатива, но печатал их на окончательный позитив. Это был самый настоящий монтаж.

Одной из самых сложных фоторабот Рейландера, в этом направлении, является Аллегория «Два пути жизни».

Два пути жизни
«Два пути жизни»

Эта масштабная работа, принесшая Рейландеру известность, сделана в технике «композитной» фотографии, которую Рейландер же и изобрел (впоследствии ее применяли и другие фотографы). Изображение было по нынешним понятиям весьма скромное, величиной всего-то 41 х 79 см.

Сущность ее, опять же, состояла в составлении композиции из нескольких негативов. «Два пути жизни» сделаны из 32 негативов, было использовано около 20 моделей, потрачено шесть недель работы.

Двое юношей, сопровождаемые мудрецом или философом, готовятся избрать свой жизненный путь. Один —прислушивается к голосам фигур, олицетворяющих всяческие пороки: пьянство, безделье, азартные игры и проституция. Другой — склоняется к трезвости, достоинству, благочестию и т.п.

Аллегория демонстрировалась на выставке сокровищ искусства в манчестере в 1857 году. Перед выставкой Рейландер удостоился высочайшей аудиенции в Букингемском дворце, где представил «Два пути жизни» Принцу Альберту.

Ее Величество и Его Высочество благосклонно отнеслись к работе и приобрели копию за 11 гиней, однако художественная общественность отнеслась к работе неоднозначно. В претензиях, предъявляемых Рейландеру, отмечалась, во-первых, претенциозность подобной попытки соперничества с живописью, а во-вторых, это было подобно балансированию на грани непристойности. Как известно, нагота в фотографии — совсем не то же самое, что нагота в живописи. Голое тело воспринималось как пощечина общественному вкусу и открытая порнография.

После Манчестера работа «Два пути жизни» демонстрировалась также представителям Бирмингемского фотографического сообщества, которые встретили ее скорее с одобрением, чем с порицанием. Затем, она должна была выставляться в Эдинбурге на выставке шотландского фотографического сообщества, но шотландцы отказались ее экспонировать, — разве что на будущий год, при условии, что сомнительная половина композиции будет прикрыта занавеской.

Многие британские критики считали, что подобные работы угрожают формальной согласованности изображения (эта точка зрения не была лишена оснований) и извращают сущность фотографии. Рейландер возражал на это, что он, как и любой художник, просто составляет композицию, чтобы наилучшим образом выразить свой замысел. Многие фотографы в этом отношении пошли по пути, проложенному Рейландером.

В этом состоял парадокс ранней фотографии. Имея дело с инструментом, идеально подходящим для фиксирования фрагментов и моментов реальности, фотографы все время оглядывались на изобразительные законы живописи.

Таких сложных композиций Рейландер больше не делал.

Первый фотохудожник 1
Первый фотохудожник 2
Первый фотохудожник 4

Список литературы:
Agnes Vogeler. Rejlander
Oscar Gustave Rejlander. From Wikipedia, the free encyclopedia
Art Encyclopedia: Oscar Gustav Rejlander
Stephanie Spencer. O.G. Rejlander: Art Studies/ British Photography in the 19th century. The Fine Art Tradition — Cambrige, 1989
Галерея работ Оскара Гюстава Рейландера на zeno.org
Галерея работ Оскара Гюстава Рейландера Still Photograph Archive
Tags: Рейландер, интересные факты, первый фотохудожник, факты о фотографиях, фототехника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments