Цветные фильтры в черно-белой фотографии

При создании черно-белого снимка остается необходимость выделять детали. Делается это при помощи тонкой тональной передачи.

Для придании особой выразительности в черно-белой фотографии используют цветные фильтры.

цветные фильтры


Как цветные фильтры помогают в создании черно-белой фотографии

Дело в том, что оттенки красного, зеленого и синего сильно отличаются в цвете. На черно-белой картинке они сливаются из-за одинаковой тональной передачи. Теряется контраст и объем (фу-фу-фу!)

В эпоху пленочных аппаратов красный, оранжевый и желтый выглядели черными, а голубой становился белым при отсутствии цвета. К счастью, среди производителей фотоматериалов встречались эстеты, и вскоре появилась ортохроматическая пленка с повышенной чувствительностью к зеленой и желтой части спектра. Следом вышла в продажу панхроматическая пленка с пониженной чувствительностью к голубым частям спектра. Далее — изопанхроматические фотоматериалы, передающие большинство цветовых оттенков.

Цифровая черно-белая фотография не обладает преимуществами пленки.

Красный светофильтр блокирует зеленый и синий, благодаря чему идентичные ему цвета становятся более насыщенными и тп.

Отсюда разница конвертации.

В фотошопе не всегда можно добиться эффекта цветных фильтров.


В каких случаях какие фильтры стоит применять, а когда недопустимо

На цветовом круге цвет и его дополняющий размещены друг напротив друга. Для синего — желтый, для зеленого — малиновый. Цвет аналогичный фильтру всегда будет светлее, чем в действительности, а дополняющий цвет — темнее. Это повышает контраст в черно-белой фотографии.

Цвет фильтра позволяет решать определенные задачи. Выделим несколько.


Синий фильтр

Синий (голубой) фильтр используется редко, так как затемняет другие цвета в ущерб контрастности. С другой стороны, это допустимо как прием, чтобы усилить тон неба, придать таинственности, сделать акцент на лучах в дымке и тумане при съемке ранним утром.

В портретной фотографии синий фильтр проявляет мельчайшие пятна на коже, а светло-голубой — идеальное решение для исправления спектра искусственного света, где преобладают желто-красные оттенки. Тон кожи при дневном освещении будет выгодно затемнен.

В целом, синий фильтр бывает незаменим, подчеркивая детали определенных цветов.


Желтый фильтр

Желтый фильтр годится для разноплановой съемки, оказывая умеренное влияние на картинку, подчеркивает мягкие, теплые тона, едва затемняет небо, слегка прорабатывает облака, усиливает желтые, оранжевые и красные тона, повышает контраст при съемке листвы, делает ее более различимой, создавая плавный переход между зелеными тонами, насыщает пейзажную фотографию естественной четкостью.

При съемке портрета выгодно подчеркивает контур губ, осветляет цвет волос, передает тона кожи, добавляя мягкий оттенок при дневном освещении, приглушает тон веснушек, скрывает нежелательные цветовые пятна на лице за счет меньшей выразительности, которой легче добиться, используя зеленый фильтр.

Темно-желтый фильтр подчеркивает фактуру снега и песка. Губы становятся светлее, а глаза темнее.


Зеленый фильтр

С помощью зеленого фильтра можно смелее подчеркнуть тон кожи и губ, например, когда на губах яркая помада или хочется выделить веснушки.

В пейзажной фотографии предпочтительно использование зеленого фильтра, чтобы выделить на черно-белом изображении зеленую палитру во всем ее многообразии, наполнить оттенками темные тона. Голубое небо, при этом, важно не загнать в белое пятно, потому что оно будет выглядеть светлее.

При помощи желто-зеленого смешанного фильтра можно отделить оттенки зеленого при съемке весеннего пейзажа.

*Надо заметить, что желто-зеленый фильтр задерживает фиолетовый цвет, а потому применяется для блокирования ультрафиолета.


Красный фильтр

Наиболее сильным по степени воздействия, контрастности, создания экспрессивной окраски, искажения действительности выделяют красный фильтр. Он тесно сообщается с голубым, отчего небо чернеет, а облака заметно выделяются на этом фоне, добавляя эффект драматизма.

При съемке красного на фоне зеленой листвы, красный фильтр вполне оправдан. Это интересный инструмент для экспериментов.

*Если вы знакомы с инфракрасной съемкой, то этот эффект практически идентичен.

Записи из этого журнала по тегу «фототехника»

  • Фоторужье, фотопулемет, фоторакета

    Фоторужьем называют специальный фотоаппарат для съемки удаленных объектов с рук, снабженный пистолетной рукояткой и плечевым упором. Скорострельные…

  • Мобильная фотография

    Мобильная съемка вытесняет зеркалку среди фотолюбителей, потому что удобство - не обязательно потери по качеству. Впечатляет возможность…

  • Вопросы к фотографу

    У фотографа часто интересуются, какое фотооборудование он использует, сколько времени тратит на обработку и какие инструменты, при этом, задействует.…

  • Фототехника

    Интересные факты о фототехнике и многое другое. Фототехника Мобильность и комфорт ● Синхронизация камеры напрямую со вспышкой Фиксы и ручная…

  • На продажу

    Открыта прикрепленная запись, где планирую обновлять список полезных вещей, выставляемых на продажу. Письма отправляйте не в личку, а на почту…

  • Мобильность и комфорт

    Компактные полнокадровые фотокамеры лишены изъян громоздких предшественников, но в профессиональной работе все еще зависимы от тяжеловесного…

  • Синхронизация камеры напрямую со вспышкой

    Друзья, задумался вот над чем. Для беспроводной съемки в режиме TTL в большинстве случаев не обойтись без приличного синхронизатора, то есть…

  • Фиксы и ручная фокусировка

    Зумы против фиксов, автофокусировка по тремстам точкам против ручной фокусировки. Автоматический баланс белого в условиях серо-буро-малинового. Как…

  • Оснащение фотографа при съемке цветов

    Обсудим выгоду от использования специальной оптики, штатива, переходных колец и макролинз при съемке цветов. Не оставим без внимания особенности…